История
Краткая история "ТРИЗформашки"
"Информашка"/"ТРИЗформашка" – это конкурс по информатике и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для учащихся средней школы.
До 2007 г. в конкурсе участвовали школьники 1-7 классов. В 2008 г. возрастные границы были расширены. К конкурсу были привлечены учащиеся 8-9 классов. В 2010 г. прошло дальнейшее расширение возрастных рамок. В экспериментальном порядке было решено допустить к конкурсу учащихся всех 11 классов с первого до выпускного.
Первая "Информашка" была проведена в 1996 г. Тогда были сформулированы "родовые признаки" "Информашки":
- ориентация на развитие системного и логического мышления;
- отказ от фетишизации программирования (даже сейчас под вывеской олимпиад по информатике проводятся олимпиады по программированию, а уж 10 лет назад…);
- отказ от фетишизации ЭВМ; осознание ее как инструмента, который может быть очень полезен человеку, умеющему мыслить и обрабатывать информацию, но совершенно бесполезен для того, кто этого не умеет;
- возраст участников: 1 – 7 классы (с 2008 г. – 1 – 9 классы, с 2010 г. – 1–11 классы);
- "возрастная локализация". Если на первых двух конкурсах участники делились на две возрастные группы (1-4 и 5-7 классы), то на третьем официально было объявлено 3 группы (1-3, 4-5, 6-7 классы), а фактически их стало 9 (итоги подводились по каждому классу). Эти же правила сохраняются и дальше;
- командный характер конкурса;
- ориентация на «обычные» школы (а не на «элитные», «продвинутые» и т.п., хотя в конкурсе участвуют, разумеется, все).
В 1996 г. "Информашка" была открытым городским конкурсом. В ней приняло участие 25 команд (124 ребенка): 21 из Перми и 4 области.
Первая «Информашка» была проведена целиком на волонтерской основе (ни один из организаторов не получил ни копейки), при материальной поддержке ряда пермских предприятий (предоставивших призы) и областного центра подготовки учителей информатики «Кадринформ» (который предоставил помещение и компьютеры). Повторить такой подвиг еще раз не удалось. Поэтому следующей «Информашки» пришлось ждать до 2001 г., когда Компьютерная школа Пермского госуниверситета выиграла на проведение олимпиады грант в 1-м областном конкурсе социальных и культурных проектов. «Информашка-2001» стала первым областным конкурсом. Проект продолжался полгода. За это время было издано 14 методичек, через подготовительные курсы прошло почти 250 человек. В финале конкурса приняло участие 44 команды (167 человек): 13 из области и 44 из Перми.
В 2004 г. в правилах «Информашки» произошли 2 существенных изменения.
Во-первых, она превратилась в «ТРИЗформашку». Конкурс по информатике превратился в конкурс по информатике, системологии и ТРИЗ. Впервые ТРИЗовские задачи появились еще на Информашке-2001. В 2004 г. они получили «постоянную прописку».
Во-вторых, конкурс впервые проводился как дистанционный, со всеми плюсами и минусами этой формы работы. Весь обмен информацией между командами и организаторами конкурса – регистрация команд, пересылка заданий от оргкомитета командам, пересылка результатов работы от команд к жюри, сообщение о результатах проверки и итогах конкурса – велся через электронную почту и/или специально созданный сайт.
Средства на организацию ТРИЗформашки-2004 были выиграны Центром открытого доступа к Интернет в Пермской областной библиотеке им.М.Горького в конкурсе, проведенном американской некоммерческой корпорацией «Прожект Хармонии, Инк.» в рамках программы «Обучение и доступ к Интернет». Интернет-центр областной библиотеки предоставил помещение, компьютеры и доступ в Интернет для работы жюри. Непосредственным организатором конкурса выступила Компьютерная школа Пермского госуниверситета.
В конкурсе ТРИЗформашка-2004 участвовали 45 команд из Перми и Пермской области.
В 2005 г. к организации конкурса подключилась Заочная школа Пермского регионального института педагогических информационных технологий (ПРИПИТ). ТРИЗформашка впервые перешагнула границы Пермской области и стала межрегиональной. В конкурсе приняло участие 143 команды из 6 регионов. Троекратное увеличение числа участников выглядело внушительно.
В 2006 г. процесс продолжился. В ТРИЗформашке-2006 участвовало уже 202 команды.
Статистика конкурсов 2005 и 2006 гг. приведена в следующих таблицах. Легко заметить, что ни один из показателей не возрастает монотонно по мере увеличения возраста участников.
Таблица 1
Статистика конкурса "ТРИЗформашка-2005"
1 |
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
12 |
10 |
49 |
91.8 |
136 |
167.4 |
95.5 |
20.0 |
57 |
9 |
5.70 |
1 |
3 |
19 |
18 |
30 |
86.7 |
142 |
226.7 |
106.1 |
6.2 |
124 |
12 |
6.89 |
1 |
4 |
39 |
38 |
3 |
82.1 |
143 |
449.0 |
140.1 |
3.0 |
282 |
17 |
7.42 |
1 |
5 |
32 |
28 |
1 |
61.2 |
139 |
513.4 |
176.4 |
12.0 |
233 |
18 |
8.32 |
1 |
6 |
25 |
23 |
7 |
58.3 |
141 |
408.4 |
186.3 |
7.0 |
196 |
17 |
8.52 |
1 |
7 |
31 |
26 |
2 |
63.3 |
124 |
472.3 |
167.7 |
40.5 |
193 |
14 |
7.42 |
1 |
Всего |
158 |
143 |
|
|
|
|
152.3 |
|
1085 |
|
7.59 |
|
Таблица 2
Статистика конкурса "ТРИЗформашка-2006"
1 |
3 |
3 |
17 |
111.3 |
202 |
549.75 |
241.1 |
3.0 |
19 |
10 |
6.33 |
3 |
2 |
10 |
10 |
56 |
136.7 |
197 |
304.50 |
132.7 |
14.5 |
66 |
12 |
6.60 |
2 |
3 |
26 |
25 |
4 |
119.1 |
201 |
746.31 |
193.8 |
7.4 |
190 |
14 |
7.60 |
1 |
4 |
44 |
36 |
2 |
114.0 |
193 |
938.57 |
211.0 |
23.0 |
304 |
19 |
8.44 |
3 |
5 |
52 |
41 |
6 |
107.4 |
195 |
642.35 |
213.9 |
18.0 |
316 |
14 |
7.71 |
1 |
6 |
34 |
32 |
1 |
90.8 |
199 |
1214.65 |
300.9 |
9.0 |
264 |
20 |
8.25 |
2 |
7 |
60 |
55 |
3 |
80.2 |
200 |
834.75 |
298.8 |
9.0 |
455 |
16 |
8.27 |
1 |
Всего |
229 |
202 |
|
|
|
|
244.2 |
|
1614 |
|
7.99 |
|
Время проведения ТРИЗформашки приурочено к дню рождения одного из отцов-основателей школьной информатики в СССР Юрия Абрамовича Первина – 11 марта. Поэтому ТРИЗформашка проводится во 2-ое или 3-ье воскресенье марта.
Однако осенью 2006 г. организаторы решили отступить от сложившейся традиции. В октябре 2006 г. совпали сразу несколько юбилеев: 15 октября – 80 лет со дня рождения создателя ТРИЗ Г.С.Альтшуллера, 14 октября – 90 лет со дня основания Пермского государственного университета. Кроме того 2006 г. – год десятилетия Пермского регионального института педагогических информационных технологий. В честь этих трех юбилеев было решено провести внеочередной конкурс – ТРИЗформашку-2006-Альт. 13 октября в Питере открывалась большая ТРИЗовская конференция. Поэтому конкурс назначили на 8 октября 2006 г.
Была масса аргументов против его проведения: внеочередной характер, неудобное для учителей время (начало учебного года), неожиданность в это время каких-либо конкурсов вообще, отключение от Интернета ряда пермских школ, связанное с тем, что городская администрация не договорилась с фирмами-провайдерами, поздний срок объявления конкурса (объявить его раньше, чем в сентябре было физически невозможно). Существенным фактором стало отсутствие финансовой поддержки. ПРИПИТ мог выделить для конкурса компьютеры и доступ в Интернет. Но не было денег для оплаты челнов жюри, организационного и программного комитетов. Это заставило нас сделать ТРИЗформашку-2006-Альт платной. Собственно платность конкурса появилась еще в марте 2006. Но тогда конкурс был платным только для участников из других регионов, каковых было относительно немного. Для школ Пермского края конкурс до сих пор был бесплатным. ТРИЗформашка-2006-Альт впервые стала платной для всех. Чтобы как-то выделить пермские школы плата для них была установлена ниже, чем инорегиональных.
Несмотря на все это на октябрьскую ТРИЗформашку заявлено было 113 команд, реально в конкурсе приняло участие 99, опять (как и весной) из 6 регионов. Это, конечно, не 202. Но учитывая все вышеперечисленные негативные факторы, количество участников представляется вполне достаточным.
Особого упоминания заслуживает единственная команда первого (!) класса. Малыши, которые проучились в школе всего 5 недель, исхитрились заработать 15 баллов и обойти две команды-соперницы, одну – 5-го класса, и одну – 6-го!
Статистика конкурса ТРИЗформашка-2006-Альт показана в табл.3.
Таблица 3
Статистика конкурса "ТРИЗформашка-2006-Альт"
1 |
1 |
1 |
97 |
97.0 |
97 |
15.0 |
15.0 |
15.0 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
3 |
9 |
39.3 |
93 |
720.1 |
421.0 |
27.6 |
17 |
8 |
5.70 |
3 |
3 |
9 |
9 |
31 |
64.2 |
94 |
330.2 |
153.5 |
24.8 |
57 |
10 |
6.3 |
2 |
4 |
16 |
13 |
1 |
59.5 |
92 |
1552.6 |
311.3 |
29.0 |
101 |
12 |
7.8 |
2 |
5 |
22 |
17 |
11 |
58.4 |
99 |
700.2 |
217.0 |
6.6 |
140 |
17 |
7.6 |
4 |
6 |
35 |
33 |
3 |
44.6 |
98 |
1349.6 |
357.0 |
13.0 |
274 |
17 |
8.3 |
1 |
7 |
26 |
23 |
2 |
39.9 |
84 |
1509.2 |
360.4 |
76.0 |
215 |
20 |
9.3 |
5 |
Всего |
113 |
99 |
|
|
|
|
307.7 |
|
808 |
|
8.2 |
|
Популярность осеннего конкурса наводит на мысль о том, чтобы проводить ТРИЗформашку дважды в год: весной в честь дня рождения Ю.А.Первина и осенью в честь дня рождения Г.С.Альтшуллера. Вопрос о том, надо ли в дальнейшем проводить в год 2 конкурса вместо одного остается открытым. В 2007 г. осенний конкурс провести не удалось в силу крайней загруженности организаторов.
В 2007 г. организационное развитие конкурса продолжалось. Первым новшеством было предложение открыть заочную «Школу ТРИЗформашки». Для начала – в экспресс-режиме – на один месяц для подготовки к конкретному конкурсу. В перспективе – как постоянно действующую. Второе новшество заключалось в том, что первые информация о конкурсе была запущена по официальным каналам. До осени 2006 г. работали каналы «информатического учительского сообщества» (Интернет-рассылки). Осенью 2006 к ним подключились каналы сообщества ТРИЗовского. Весной 2007 г. приглашение участвовать в конкурсе было разослано органам управления образованием всех регионов России, а также некоторых стран СНГ. И, наконец, третья новинка – начало борьбы за соблюдение участниками дисциплины при регистрации заявок на конкурс. Было объявлено, что команды, приславшие заставки после срока, к участию в конкурсе допущены будут, но не смогут претендовать на призовые места.
При регистрации участников конкурса 2007 г обнаружилась еще одна четвертая новость. На конкурс была заявлена команда студентов одного из коммерческих вузов г.Перми. Студенты заняли 26 место (из 91 возможного) и выиграли у всех перво- и второклассников, но проиграли одной команде третьего класса.
Статистика конкурса ТРИЗформашка-2007 показана в табл.4.
Таблица 4
Статистика конкурса "ТРИЗформашка-2007"
1 |
3 |
58 |
78 |
89 |
203 |
94 |
36 |
20 |
8 |
6.7 |
6 |
2 |
4 |
30 |
68 |
86 |
390 |
164 |
58 |
29 |
12 |
7.3 |
5 |
3 |
8 |
25 |
54 |
87 |
403 |
233 |
57 |
68 |
13 |
8.5 |
5 |
4 |
22 |
3 |
56 |
91 |
794 |
251 |
27 |
203 |
17 |
9.2 |
1 |
5 |
20 |
12 |
42 |
75 |
552 |
305 |
116 |
215 |
16 |
7.8 |
7 |
6 |
18 |
2 |
40 |
83 |
848 |
353 |
78 |
182 |
19 |
10.1 |
3 |
7 |
15 |
1 |
29 |
73 |
934 |
476 |
137 |
170 |
17 |
11.3 |
4 |
Студ. |
1 |
26 |
26 |
26 |
398 |
398 |
398 |
19 |
19 |
19 |
19 |
Всего |
91 |
|
|
|
|
284 |
|
906 |
|
10 |
|
Уменьшение числа участников ТРИЗформашки-2006-Альт и ТРИзформакши-2007 по сравнению с ТРИЗформашкой-2006 объясняется двумя факторами. Во-первых, в 2006/07 уч.г. конкурс ТРИЗформашка был проведен дважды: в октябре и в марте. Во-вторых, оба конкурса были платными для всех команд.
В 2008 г. в организацию конкурса было внесено еще две новеллы.
Во-первых, были расширены возрастные рамки конкурса. К участию в конкурсе были приглашены учащиеся 8-9 классов.
Во-вторых, был предложен новый способ оплаты участия в конкурсе. В качестве платы было разрешено вносить чеки игрового центра «Умный ребенок» (г.Пермь, ул.Сибирская, д.8, тел.(342) 218-22-58). Естественно, «чековая» сумма превышала «рублевую».
К сожалению, «Школу ТРИЗформашки» в 2008 г. не удалось перевести на постоянную работу. Она опять сработала «в эксперсс-режиме» – в течение одного месяца для подготовки к конкретному конкурсу.
Статистика конкурса ТРИЗформашка-2008 показана в табл.5.
Таблица 5
Статистика конкурса "ТРИЗформашка-2008"
1 |
5 |
47 |
101 |
121 |
416 |
150 |
50 |
34 |
8 |
6.8 |
6 |
2 |
19 |
32 |
105 |
140 |
560 |
145 |
1 |
104 |
16 |
5.5 |
1 |
3 |
21 |
18 |
107 |
142 |
783 |
147 |
0 |
109 |
15 |
5.5 |
1 |
4 |
18 |
21 |
74 |
135 |
746 |
316 |
13 |
165 |
16 |
9.2 |
2 |
5 |
19 |
6 |
63 |
126 |
990 |
411 |
39 |
188 |
17 |
10.4 |
3 |
6 |
18 |
7 |
58 |
97 |
920 |
416 |
178 |
209 |
20 |
12.3 |
6 |
7 |
20 |
4 |
44 |
112 |
1110 |
575 |
84 |
242 |
20 |
12.1 |
6 |
8 |
14 |
1 |
47 |
110 |
1452 |
572 |
95 |
156 |
19 |
11.1 |
2 |
9 |
10 |
2 |
39 |
95 |
1209 |
632 |
189 |
124 |
19 |
12.4 |
7 |
Всего |
144 |
|
|
|
|
372 |
|
1331 |
|
9.5 |
|
В 2009 г. ТРИЗформашка простилась с ПРИПИТом. В последние месяцы Пермские краевые власти последовательно уничтожали имевшиеся в Перми уникальные образовательные учреждения. Так перед Новым годом в одночасье была закрыта уникальная Краевая заочная школа научно-технического творчества учащихся, благодаря которой Пермский край заметно подвинулся вперед в области ТРИЗ-педагогики. К весне подошла очередь ПРИПИТа, учреждения тоже уникального. Формально он был еще жив, но Заочная школа информатики, которая несколько последних лет вела оргработу по проведению ТРИЗформашки, уже не финансировалась. Поэтому единственным организатором конкурса осталась Компьютерная школа ПГУ.
В связи с закрытием ПРИПИТа мы потеряли даже ту символическую поддержку государства, каковую имели до сих пор. В результате нам пришлось увеличить оргвзнос. Причем впервые пермские команды не имели преимуществ перед остальными регионами. До сих пор считалось, что за пермяков доплачивает краевой бюджет, из которого финансировалась Заочная школа информатики. Теперь все платили одинаково.
Единственный плюс, который участники и организаторы получили от смены крыши «смены крыши» – это сокращение бумаготворчества, связанного с оплатой участия в конкурсе и учебы в «Школе ТРИЗформашки». Бухгалтерским сопровождением конкурса занялся Учебный центр «Информатика», ассоциированный с Компьютерной школой ПГУ. А поскольку УЦ «Информатика» являлся малым предприятием, работающим по упрощенной схеме налогообложения, никакие договоры и акты сдачи-приемки работ его не интересовали. Он все равно платил налоги со всех денег, поступивших на его счет. Так что от участников требовались только содержательная заявка (класс, фамилии, e-mail и пр.) и факт оплаты. В комплект документов были включены договор и акт сдачи-приемки работ, уже оформленные с нашей стороны. Если бухгалтерии участников они были нужны, надо было просто распечатать их на цветном принтере. Пересылать их в оргкомитет конкурса было уже не надо!
Была сделана попытка расширения сотрудничества с с Игровым центром «Умный ребенок» (г.Пермь). Как и в прошлом году, участие в конкурсе и обучение в «Школе ТРИЗформашки» можно было оплатить чеками «Умного ребенка». Вдобавок к этому в период с 3-го по 31-е марта все участники конкурса получали право на скидки при покупке товаров в «Умном ребенке»! Это право распространялось на членов команд, их родителей и на учителей, которые готовили команды к конкурсу. Причем касалось оно как тех, кто оплачивал участие в конкурсе чеками «Умного ребенка», так и тех, кто платил деньгами. Скидка на первую покупку составляла 3%, на 2-ую – 7%. Таким образом, сделав покупку в «Умном ребенке» можно было извлечь из нее 400% выгоды: получить купленный товар, поучаствовать в конкурсе и дважды получить скидку на следующие покупки.
Увы! Сотрудничество с «Умным ребенком» полностью провалилось. Ни один из участников конкурса этой возможностью не воспользовался! В 2010 г. было решено его не возобновлять.
В 2009 г. в «Школе ТРИЗформашки» появился II курс для тех, кто в предыдущие годы уже прошел обучение на первом. К восьми типам стандартных конкурсных задач, изучаемых на I курсе «Школы», добавились еще 3 новых, более сложных и «дорогих» с точки зрения баллов, которые можно за них получить.
Всего в конкурсе 2009 г. приняли участие 109 команд из 9 регионов (Приморья, Красноярского края, Новосибирской области, Алтайского края, Оренбургской и Челябинской областей, Пермского края, Удмуртии и Белгородской области), раскинувшихся на 8 часовых поясов.
Статистика конкурса ТРИЗформашка-2009 показана в табл.6.
Таблица 6
Статистика конкурса "ТРИЗформашка-2009"
1 |
8 |
77 |
98 |
107 |
323 |
154 |
68 |
50 |
8 |
6.3 |
5 |
2 |
9 |
62 |
83 |
108 |
447 |
271 |
29 |
73 |
13 |
8.1 |
3 |
3 |
10 |
40 |
85 |
101 |
621 |
251 |
128 |
87 |
14 |
7.9 |
4 |
4 |
12 |
28 |
85 |
98 |
680 |
249 |
149 |
57 |
15 |
7.9 |
5 |
5 |
14 |
13 |
83 |
91 |
950 |
271 |
217 |
149 |
15 |
8.1 |
5 |
6 |
11 |
15 |
40 |
96 |
929 |
620 |
172 |
137 |
15 |
12.5 |
5 |
7 |
15 |
5 |
50 |
99 |
1266 |
547 |
147 |
168 |
20 |
11.2 |
4 |
8 |
15 |
3 |
37 |
97 |
1162 |
797 |
164 |
181 |
19 |
12.0 |
4 |
9 |
14 |
1 |
34 |
109 |
2077 |
855 |
303 |
171 |
20 |
11.4 |
6 |
Всего |
108 |
|
66 |
|
|
446 |
|
1133 |
|
9.5 |
|
Конкурс 2010 г. был юбилейным, десятым.
Начинался он как детектив. В какой-то момент в ящики председателей программного и организационного комитетов, чью электронные адреса «случайно» попали письма, в коих мельком упоминалось, что сайт www.trizformashka.land.ru … продается! И действительно, сайт оказался выставлен на продажу на www.molotok.ru. Покупать его, разумеется, никто и не пытался. Но когда пришла пора объявлять конкурс, оказалось, что пароль изменен и организаторы ТРИЗформашки не могут попасть на собственный сайт. Потребовалась неделя переписки со службой сопровождения, прежде, чем работу сайта удалось возобновить.
По сравнению с прошлыми годами в 2010 г. произошел целый ряд изменений. Во-первых, впервые к участию в конкурсе были допущены школьники X – XI классов. Наши бывшие участники, доросшие до старших классов, смогли продолжить игру.
Конкурс получил существенную поддержку от прессы. №5 газеты «Информатика» за 2010 г. был посвящен конкурсу «ТРИЗформашка». В газете были описаны идеология конкурса, его организация и история, рассматривались варианты конкурсных заданий. В электронном приложении были полностью приведены материалы конкурсов 2006 и 2008 гг., включая все присланные участниками работы.
На нашем сайте в качестве образца были опубликованы материалы конкурса «ТРИЗформашка-2006»: задания, ответы и анализ сложности заданий.
Впервые была введена регистрация участников в режиме on-line. Она должна была упростить работу оргкомитета и, что существенно, решить всем надоевшую проблему опоздавших. По окончании указанного срока регистрация на сайте отключалась автоматически. Кто не успел, тот опоздал.
Для разных возрастных категорий была введена дифференцированная оплата. Оплата за команды старших классов (X – XI) была выше, чем всех остальных. Это казалось логичным. Ведь чем старше команды, тем больше заданий она решит. Тем больше будет нагрузка на жюри. Следуя этой логике, надо бы вообще сделать «прогрессивную» шкалу: чем старше класс, тем больше для него оргвзнос. Впрочем, опыт предыдущих лет показал, что старшие классы не всегда выигрывают у младших.
Продолжалось расширение программы «Школы ТРИЗформашки». Для тех, кто в ней уже учился, к I и II курсу добавился III.